
Каждое заведение общепита в 2025 году обязано соблюдать ряд требований, установленных СанПиНом. На первый взгляд правила кажутся сложными и мешающими вести бизнес, но каждый год они упрощаются для того, чтобы посетители кафе и ресторанов чувствовали себя в безопасности. Поговорим подробнее о требованиях: что соблюдать, как изменились и для чего они вообще нужны.
СанПиН – это санитарно-эпидемиологические правила и нормы, в которых прописаны требования к различным учреждениям, в первую очередь к заведениям общепита. Кафе, рестораны, столовые и прочие места, куда люди приходят за едой, обязаны соблюдать требования, дабы обеспечить людей безопасным и безвредным пребыванием.
Для заведений общепита регламентирующим документом является СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В нормативе прописаны риски и угрозы, которые возникают в результате некачественного оказания услуг. Если нормы будут нарушены, это может повлечь за собой серьезные угрозы для здоровья посетителей, а также ухудшение эпидемиологической обстановки.
В СанПиН для общепита входит семнадцать правовых актов. Они учитывают особенности деятельности организаций (кафе, баров, ресторанов, школ, детских садов и пр.). Нормы распространяются на все предприятия, чья работа связана с реализацией готовых продуктов питания – кейтеринга, доставку, продажу еды навынос и т.д.
Обратите внимание! С недавнего времени в постановление СанПиН включено соблюдение требований ХАССП.
Соблюдение норм СанПиНа нужно для придания сфере общепита наибольшей безопасности. Если возложить ответственность за санитарно-гигиенические условия в заведении исключительно на персонал, без надзора, не все предприятия в должной мере будут следить за чистотой на кухне и в зале. Даже самые банальные меры, как мытье рук с мылом или обработка овощей и фруктов водой перед нарезкой могут быть проигнорированы.
На профессиональной кухне все должно быть в порядке. В требованиях СанПиНа прописаны все мероприятия, которые должны осуществляться поварами, официантами, барменами и работниками сферы, дабы обезопасить еду от попадания в нее болезнетворных микроорганизмов. Если недосмотреть за любым из пунктов, последствия будут плачевными и в первую очередь пострадают гости.
За соблюдением правил СанПиНа следит Роспотребнадзор. Когда требования не выполняются, надзорный орган выписывает штраф или закрывает учреждение до устранения проблемы. Ниже представлены самые распространенные нарушения.
По требованиям СанПиНа у официантов и поваров должна быть медицинская книжка, только она разрешает людям соприкасаться с продуктами питания. Проверяться сотрудникам нужно у стоматолога, отоларинголога, дерматолога и инфекциониста. Еще к медкнижке прилагаются результаты флюорографии и анализов.
Сотрудники обязаны обновлять медкнижку ежегодно. Но работодатели не всегда проверяют наличие актуальных медицинских данных у своих работников. В некоторых случаях допускаются к работе люди вовсе без врачебной выписки. После выявления нарушений Роспотребнадзор штрафует предприятие и обязует отстранить от рабочего процесса таких сотрудников.
СанПиН устанавливает допустимый уровень шума в заведении. Люди приходят в кафе или ресторан отдохнуть, а высокая громкость вентиляции, оборудования и музыки мешает этому. Если дело касается точек, расположенных в торговых центрах и жилых домах, то заведение отделывают дополнительным звукопоглощением.
В реальности не все владельцы обращают внимание на данный пункт. Шум работающего оборудования и музыкального сопровождения мешает жильцам дома и те вынуждены вызывать Роспотребнадзор. Для дня и ночи разный уровень децибел. Если шум превышает допустимые нормы, заведение закрывается для отделки стен соответствующим материалом.
В заведениях, где для посетителей установлены столики, по СанПиНу должен быть и туалет с раковиной. Вдобавок к этому, если количество посадочных мест в зале превышает 25, то отдельный санузел для персонала. Но многие, особенно небольшие кофейни пренебрегают этим правилом, за что получают санкции от Роспотребнадзора.
Санитарно-гигиенические правила запрещают выносить готовые блюда и заносить продукты для готовки через одну дверь. Посетители не должны видеть, как ингредиенты проносят через весь зал, так же как и официанты обязаны выносить еду в одном месте, а сдавать грязную посуду в другом. Недопустимость пересечения потоков, а также оптимальная планировка указаны в пунктах 2.5 и 2.7 СанПиНа.
В реалиях современных ресторанов соблюдать данные требования не всегда возможно. Особенно в небольших помещениях, где тяжело реализовать столько входов и выходов. В таком случае Роспотребнадзор требует переквалифицировать заведение в другое, например, переделать кафе, работающее на ланчах в заведение с едой навынос.
По нормативным документам разделочные доски, ножи и посуда должны быть отдельными для готовой еды и полуфабрикатов. Чтобы персонал не путался, на приборы наносится маркировка. В процессе смены приборов про маркировку нередко забывают, а затем используют одни и те же ножи и доски для разделки рыбы, нарезки салатов и готовой еды.
Пункт 3.2 СанПиНа обязует заведения с посадочными местами до 25 хранить сырые ингредиенты, полуфабрикаты и готовую еду в одном холодильнике, но в разных гастроемкостях. Контейнеры должны быть с крышкой и иметь маркировку. У ресторанов с посадкой свыше 25 человек должны быть отдельные холодильники. Несоблюдение данных требований влечет за собой нарушение товарного соседства и штраф.
Все помещения (и зал, и кухня) должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией. Автономную вентиляцию устанавливают в санузле. Кухни оборудуются вытяжными зонами над плитами и мойками. Это нужно для того, чтобы из помещения уходили неприятные запахи, а также был нормальный уровень влажности.
В реальных заведениях подобными правилами пренебрегают редко, поскольку вентиляцию и вытяжку закладывают еще в планировке. Очень плохо, если вентиляция не работает или вовсе отсутствует. При выявлении нарушения Роспотребнадзор закроет заведение до тех пор, пока проблемы не будут устранены.
Действующие требования закреплены в положении СанПиНа 2.3/2.4.3590-20. Они обязательны для выполнения ресторанами, кафе, столовыми, барами и другими предприятиями общественного питания. Их должны соблюдать физические и юридические лица, организующие реализацию готовой продукции в 2025 году.
К ресторанам предъявляются следующие требования:
Вышеперечисленные требования вступили в силу 01.01.2021 года и действуют до 01.01.2027 года. Рестораны в 2025 году должны соблюдать постановление 2.3/2.4.3590-20.
Система ХАССП внедрена во все предприятия, чья деятельность связана с производством пищевой продукции и рестораны также должны ее придерживаться. Ее главная задача в том, чтобы предупреждать и исключать риски заражения еды еще до момента появления негативных факторов. Все предприятия в РФ обязаны соблюдать принципы системы:
Систему ХАССП внедряют в работу специальные службы, такие как компания «Братья Карбофосовы».
В нормах СанПиНа представлен список допустимых средств для дезинфекции и влажной уборки. Они отражают действующие требования Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №02/230-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях общественного питания и пищеблоках образовательных организаций.
Вот список разрешенных средств:
Для обработки кожных покровов и небольших поверхностей (разделочных досок, посуды, инвентаря) используются 70%-ный концентрат изопропилового и 75%-ный концентрат этилового спирта.
Точка общепита может находиться в отдельно стоящем здании, либо занимать помещение в жилом доме. Для последних заведений число посадочных мест не должно превышать 50, а работа, в том числе уровень шума, не должны мешать жильцам. В любых условиях у ресторана должен быть хотя бы один запасной выход на улицу.
Существуют требования СанПиНа для внутренней отделки помещений. Материалы должны быть безопасными, пол покрывают нескользкими материалами, а для поверхностей использоваться материалы, способные выдерживать множественное мытье с агрессивными дезинфектантами и химическими моющими средствами.
В действующем СанПиНе прописаны следующие нормы и требования к помещениям общепита.
В зависимости от количества посадочных мест в заведении должно быть минимум два санузла (для гостей и для сотрудников). Пункт 3.7 СанПиНа указывает на обязательное наличие раковины для мытья рук.
На складах и внутри холодильного оборудования должен соблюдаться определенный температурный режим. Для этого СанПиН разрешает использовать спиртовые и электронные термометры, ртутные запрещены. Соблюдение температурного режима фиксируется в специальном журнале.
Обратите внимание! Еда для выездных мероприятий должна содержаться в оптимальных условиях в течение всего времени транспортировки и хранения.
Каждый сотрудник общепита должен иметь медицинскую книжку, куда внесены данные о состоянии здоровья, отметки о прохождении медосмотра и сделанных прививках. Перед тем, как заступить на смену, человек тестируется на знание санитарно-эпидемиологических норм. Каждый год сотрудники проходят медосмотр. Работать с просроченной медкнижкой запрещено. Также все работники должны иметь спецодежду и головной убор. Повара обязаны прятать волосы под убор, официанты – завязывать волосы в хвост.
Пункт 2.2 нового постановления СанПиНа обязует ответственных людей вести гигиенический журнал учета здоровья сотрудников. В него записываются данные ежедневного осмотра работников, участвующих в приготовлении блюд. Вести такой журнал можно в бумажном или электронном виде. В него нужно записывать всех людей, которые работают в организации в день проверки.
Учет в гигиеническом журнале ведется по 8 пунктам:
При обнаружении у работника симптомов, СанПиН обязует уточнить наличие схожей симптоматики и членов семьи заболевшего.
СанПиН для общепита действующий в 2025 году был введен 01.01.2021 года. В нем закреплены требования к условиям организации питания для широкого круга заведений. Например, в нем прописаны не только санитарные нормы для кафе, баров и ресторанов, но и других предприятий общественного питания: школ, авиакомпаний, вагонов-ресторанов, детских садов, служб кейтеринга и пр.
Если сравнивать настоящий СанПиН 2.3/2.4.3590-20 с предыдущим документом 2.3.6.1079-01, то вот какие между ними есть различия.
Вышеописанные нормы принципиально новые в сравнении с предыдущими правилами. Есть ряд требований, которые претерпели изменения.
Ниже представлены сравнительные данные, где указаны различия между современным СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 и утратившим силу 2.3.6.1079-01.
Таким образом в новом документе довольно много уточнений в отношении организации и производства еды.
СанПиН требует учета биологических, химических и физических факторов. Предприятиям общепита нужно соблюдать нормы во всех трех сферах.
К биологическим факторам относятся риски заражения продуктов питания микробиологическими и паразитарными организмами. Сотрудникам требуется соблюдать ряд норм, чтобы не допустить попадания патогенов в еду. В частности, работники должны сообщать руководству о наличии кишечных инфекций у родственников, с которыми проживают.
При приготовлении блюд, не требующих термической обработки, они обязаны надевать одноразовые перчатки. В случае нарушения целостности перчаток, менять на новые. Чтобы избежать биологического заражения работники общепита должны следовать правилам приготовления, раздачи и продажи блюд.
Например, согласно СанПиНу, готовую к употреблению еду можно хранить на раздаче в течение трех часов после приготовления. Также их нельзя замораживать с целью последующей реализации. Соусы к блюдам подаются отдельно и хранятся в индивидуальной упаковке.
К химическим факторам относятся загрязнения продуктов питания токсичными веществами. В еду не должны попадать используемые для мойки и дезинфекции поверхностей химикаты. Их следует хранить в установленном месте в заводской упаковке. Также к химическим факторам относится запрет на использование на кухне ртутных градусников.
Физические факторы контролируют тепловое воздействие на продукты. В СанПиНе указаны допустимые температурные режимы для каждой категории еды – для горячих и холодных блюд, напитков и прочих реализуемых продуктов.
В сфере ресторанного бизнеса требуется четкое соблюдение правил СанПиНа. Правовой норматив ссылается на документацию, где прописаны основные требования к организации рабочего процесса.
Список нормативных документов:
Также деятельность ресторанов регламентируется следующими документами:
Заведения общепита обязаны соблюдать все правила, прописанные в правовом документе. Нарушение требований влечет за собой финансовую и административную ответственность. Роспотребнадзор осуществляет регулярный контроль за ресторанами и другими точками общепита, в случае обнаружения проблем, может оштрафовать или закрыть заведение до устранения проблемы.
Какие правила обязательны:
Поддержание данных норм и соблюдение стандартов гарантирует успешную и безопасную работу заведения.
Несмотря на то, что новые требования СанПиНа вошли в силу еще в 2021 году, некоторые организации продолжают вести деятельность по старым правилам. Можно ли это делать с точки зрения закона? На вопрос отвечает специалист компании «Братья Карбофосовы», эксперт с 25-летним стажем работы, Максим Королев:
«Заведения общепита обязаны работать по новым требованиям СанПиНа. На 2025 год действует постановление от 01.01.2021 года, которое продлится вплоть до 01.01.2027 года. В это время отменяются все предыдущие требования и вступают в силу новые. Роспотребнадзор будет штрафовать и ограничивать работу ресторанов, которые ссылаются в своей работе на старые правовые документы».
Компания «Братья Карбофосовы» предлагает проведение обработки в ресторане по СанПиНу в Москве и МО. Вот уже более двадцати лет мы занимаемся всеми видами дезинсекции, дезинфекции, дезодорации и дератизации с гарантией высокого результата.
Преимущества сотрудничества с нами:
Чтобы заказать проведение обработки в ресторане по СанПиНу в Москве и МО, вы можете набрать номер телефона на сайте или воспользоваться формой обратной связи. Наш специалист перезвонит вам в ближайшее время.
Нет. В правилах СанПиНа указано, что меню утверждается руководством заведения.
За температурный режим готовой продукции отвечают технологические карты, технологические инструкции и технико-технологические карты.
Список разрешенных средств указан в пункте 5.4 СанПиНа: «Для мытья посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используются разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфекционные средства, согласно инструкции по их применению». Подробный перечень приводится в Письме Роспотребнадзора от 25.01.2006 № 0100/626-06-32 «О дезинфицирующих средствах».